Нужно ли переучивать левшу

Изображение для публикации не задано

Доброго времени суток, читатели! Вот заинтересовалась я такой темой, как ребенок-левша. Стоит ли его переучивать? Или же не надо…

На данный момент леворуких насчитывается около 15 % населения земного шара, то есть левая рука является доминирующей (большинство задач выполняется именно этой рукой). В давние времена слово «левый» имело негативную смысловую окраску, левшей считали неловкими, фальшивыми, неуклюжими, подлыми и даже зловредными. В латинском языке dexter (правый) ассоциировалось с «целебный», а противовес sinister (левый) – «пагубный». Были времена, что левшей считали знаком дьявола, их палили на кострах. Позже левшей стали рассматривать мятежников. В Японии леворукость жены считалась основательным поводом для развода.

К началу 20 века стереотипы о негативности и необычности левшей сломаны. Ученые доказали, что человеческий мозг так устроен, что правое полушарие управляет левой половиной тела, и наоборот. Левши не «неправильные», а «неправые». Ничего сверхъестественного.

Мозг разделен на да полушария и каждого их них своя функция. В связи с чем, праворукие и леворукие по-разному воспринимают информацию. Если левое полушарие больше развито, то человек больше склонен к точным наукам, логическому мышлению, если активнее функционирует правое полушарие мозга, то преобладает образное мышление, проявляются музыкальные и художественные способности.

Замечено, что таким детям тяжелее дается речь, они позже начинают говорить, чем их одногодки, у многих детей наблюдается неправильное произношение некоторых звуков. Зато, левши обладают идеальным слухом, богатым воображением и креативным мышлением. Среди леворуких много архитекторов, ученых, музыкантов и художников (Леонардо да Винчи, И.С.Бах, А. Энштейн, н,Тесла, И.Ньютон, Рафаэль, Ч. Чаплин и многие другие). Много знаменитостей-левшей в фехтовании, боксе, а также среди политиков (Б.Клинтон, Б. Обама, У. Черчилль и др.).

Группы левшей

Доказано, что леворукость можно получить по наследству, в том числе через поколение. Отдельно можно выделить группу «подражательные» левши – они по природе могли вырасти праворуким, но скопировав навыки родителей, такими же и стали. Интересен тот факт, что оба родителя могут быть праворукими, но ребенок не копирует их поведение, а выбирает леворукость.

Есть левши «компенсаторные» – люди стали таковыми вследствие травмы левого полушария или правой руки, особенно, случившейся в детстве, когда праворукость не была усвоена полноценно. К этой группе относится тяжелое протекание беременности или трудные роды, вредные привычки будущей матери или сильный стресс, а также гипоксия плода может повлиять на перестройку полушарий новорожденного.

Читайте также:  Православная школа для детей

Как определить признаки леворукости

В 2-3 года малыши обычно легко управляют обеими руками. Это связано с тем, что процесс доминантности полушарий еще не завершен, а все мы рождаемся амбидекстрами (в одинаковой мере пользуемся обеими руками). Среди взрослого населения Земли лишь 1% «амбидекстров».

До 4 лет ребенка можно ненавязчивыми методами склонить к праворукости, но если чувствуете сопротивление, то оставьте эту затею. Окончательно доминантность левого или правого полушария формируется у малыша в 4-5 лет.

Понаблюдайте за своим чадом, какой рукой он ест, пишет, рисует. Проведя несколько простых тестов, родители должны удостовериться, какая рука является доминирующей, ведь впереди вас ждет активная подготовка к школе.

  • Попросите у ребенка сложить руки на груди, если сверху левая – он левша.
  • Путь откроет/закроет несколько крышек у флаконов ( шампунь, к примеру).
  • Предложите вытереть пыль или стул тряпкой. Какой рукой он держит её?
  • Поиграйте в мяч, поставьте задачу: ловить мяч одной рукой.
  • Расставьте несколько коробочек, в одной из них положите что-то (спичку, бусинку), пусть ребенок найдет этот предмет.

Он левой рукой закрывает/открывает коробочки, флаконы, ловит мяч и т.д.? Чтобы услышать тиканье наручных часов малыш подносит их к левому уху? Привычные движения, не требующие умственных усилий, инстинктивно выбирают удобный вариант. Если родители сделали логичное умозаключение, то сразу возникает вопрос: надо ли переучивать левшу?

Есть ли смысл переучивать леворукого ребенка

В период существования СССР таких детей нещадно переучивали, исправляя «природный недостаток» (неправильную привычку). Основоположником научных работ был доктор медицины Д. Джексон. Он настаивал на том, что ведущей рукой должна быть правая, в идеале надо уметь владеть обеими. В результате ребенок начинал писать правой рукой, но это, безусловно, нарушало его психику. Переучивание дошкольника приводило к ряду негативных последствий: заиканию, нарушению сна, повышенной утомляемости. Некоторых детей это доводило до невротических тиков и энурезов.

Переученные люди не могли окончательно перестроиться, они все равно выполняли левой рукой мелкую работу (например, вышивали, забивали гвозди и т.д.). С годами, став самостоятельнее, они перестраивались обратно и охотнее полноценно работали левой рукой, ведь функции полушарий мозга не обманешь. К тому же, полушария не являются взаимозаменяемыми, как в случае с парными органами – при потере одного органа человек обходится с помощью дублера.

На Западе давно начали считать, что вмешательства в развитие леворукого ребенка губительно для индивидуальности. Сейчас и у нас в стране естественно относятся к таким людям, дети чувствуют себя полноценными в школе, выдают высокие показатели психического развития, они умеют креативно мыслить и видят цветные сны.

Последствия переучивания

Ребенок-левша, которого заставляют писать « пассивной» рукой, справляется с заданием труднее и дольше своих одноклассников, у него больше исправлений, хуже успеваемость. Разве этого хотят любящие родители?

Осознайте, что нет в леворукости ничего необычного. Не спешите переучивать, усложнять жизнь ребенка. Это запутывает сознание, занижать его самооценку. У здорового и благополучного ребенка может появиться страх перед неудачами, снизится самооценка и, как следствие, будет отсутствовать интерес к учебе, появится закомплексованность. Стрессы и неврозы могут вызвать психическое развитие и отразиться во взрослой жизни (на общении с противоположным полом и т.п.).

Особенности подготовки левшей к школе

В чем заключается их суть? Переучивать ребенка левшу или же нет? Леворукость надо принять, как данность, но учесть некоторые особенности в развитии.

Рекомендации специалистов следующие:

  • Левши быстро утомляются, поэтому надо больше времени уделять отдыху, прогулкам.
  • Поставьте в известность учителя, что переучивать ребенка не следует.
  • Приобретите прописи для левшей, кладите их (а также тетради) под таким углом, чтобы правый угол прописи немного свисал со стола.
  • Проблемы с речью можно решить, посещая нейропсихолога и логопеда (желательно до обучения в школе, чтобы было комфортнее осваивать школьную программу).
  • Не ругайте чадо за неловкость и неуклюжесть – это связано со слабой моторикой.
  • Провоцируйте его заниматься творчеством: лепкой, вышивкой, плетением бус, бисероплетением, складывайте вместе пазлы, складывайте оригами, пойте, рисуйте.

Кроме всего, перечисленного выше, всегда хвалите свое сокровище и чаще напоминайте, что среди левшей много знаменитых людей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о лечении, заболевания органов дыхания, профилактика паразитов в организме человека