Здравствуйте, дорогие читатели! Подготовка ребенка к школе – ответственный момент. Большинство родителей интересует вопрос, существуют ли какие-либо показатели готовности ребенка к школе?
Говоря про важные этапы развития ребенка, психологи отмечают виды готовности, которые мы сейчас рассмотрим.
Мотивационная готовность
Начиная подготовку к обучению в школе, стоит учесть этот фактор – от него зависит то, будет ли обучение проходить с удовольствием. Чтобы сориентировать ребенка на школу, в первую очередь, стоит постоянно рассказывать про свои школьные годы, про любимых учителей, школьных приятелей, об уроках, секциях, в которых занимались. Сходите вместе в школу, проведите экскурсию, познакомьте с будущей учительницей – это поможет преодолеть фобии и захотеть стать частью этого дивного нового мира. Ребенок должен твердо усвоить то, что в школе можно обрести знания, обзавестись настоящими друзьями.
Малыш с первого же класса должен понимать, что хорошее образование позволит ему в будущем стать специалистом с высокой зарплатой, на которую он сможет купить все, что только захочет.
Даже если вы сами не любили посещать школу, не стоит говорить ребенку про это – пусть будет уверен в том, что учиться в школе хорошо и комфортно. Школа для него – неиссякаемый источник знаний и мир потрясающих открытий.
Многие дети, на вопрос «Зачем вы идете в школу?» отвечают так:
- У меня будет новая красивая форма, ленточки в косах.
- Мне купили новый портфель, я хочу похвалиться перед друзьями.
- Все мои друзья уже ходят в школу, и я тоже хочу.
- Научусь читать и буду умным, как моя мама.
- Выучу английский и смогу путешествовать.
- Мне интересно узнавать что-то новое каждый день.
Внешние атрибуты не должны пересиливать правильную мотивацию – в первую очередь, школа должна восприниматься как место, в котором ребенок сможет вырасти умной, состоявшейся личностью. Проблем с этой стороной мотивации не возникает – дети невероятно любознательны, и хотят узнать про окружающий мир как можно больше. Главное, чтобы такая правильная психологическая готовность сохранилась в старших классах – тогда ваш малыш сам будет рваться к новым знаниям.
Иногда интеллектуальной готовности недостаточно – обычно это связано с тем, что ребенок не готов влиться в новый коллектив. В этом случае учеба будет даваться с трудом, и задача родителей помочь малышу преодолеть свои социальные страхи. Что это такое?
Социальная готовность
Если сверстники во дворе оценивают ребенка по его готовности к активным играм, уровню общительности, то одноклассники обращают особое внимание на успехи и достижения. Чем больше ребенок знает, чем лучше он учится и общается с ровесниками – тем скорее он вольется в новый коллектив. Что же должны уметь дети, собирающиеся в первый класс:
- Быстро налаживать контакты с одноклассниками и учителями.
- Уметь отвечать на поставленные вопросы.
- Не бояться общего внимания (в случае, если его вызовут к доске).
- Включаться в любые игры сверстников.
- Обладать терпением, усидчивостью – ребенок должен твердо усвоить, что во время урока нельзя перебивать учителя, вставать с места.
- Не бросать начатое дело на половине пути.
Также малыш должен понимать, что поставленная учителем оценка верна и не стоит обижаться – всегда можно исправить ситуацию, если выучить домашнее задание на «отлично». В процессе взаимодействия с ровесниками и педагогами ребенок учится самостоятельной жизни, усваивает общепринятые нормы поведения, правила – он должен твердо усвоить, что в школе нельзя вести себя также свободно и непосредственно, как дома. Показатели, перечисленные в статье, очень важны – перед первым учебным годом ваш ребенок должен уметь все это делать.
Физическая готовность
Подготовка к школе непростое дело, ведь первоклассник подвергается огромной физической нагрузке. Станет ли ваш малыш успешным, зависит от нескольких факторов:
- ловкости и гибкости,
- координации движений,
- выносливости,
- физического развития.
Чем выше уровень подготовленности к длительным нагрузкам, тем проще малышу найти общий язык с одноклассниками и справиться с высокими нагрузками. Первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, шнуровать обувь, доставать из ранца учебники, сходить в туалет – все это должно занимать у него минимум времени.
Первоклассник должен обладать нормальным физическим развитием:
- нормальным для своего возраста ростом, весом,
- объемом груди,
- состоянием кожного покрова,
- хорошим слухом, зрением,
- быстрой моторикой.
Перед началом учебной деятельности ребенка проверяют по всем этим параметрам. Есть такие показатели – выпадение молочных и ростом коренных зубов, а также умение достать противоположное ухо кончиками пальцев руки, огибая рукой всю голову через макушку.
Умственная готовность
При оценке развития малыша, педагоги обращают внимание на множество параметров. Среди них:
- Назвать по именам своих родителей, сказать, кем они работают.
- Различать времена года.
- Знать детские стихотворения, сказки.
- Уметь отличать диких животных от домашних, знать их названия.
- Знать виды наземного, водного и воздушного транспорта.
- Выучить русских писателей, поэтов (Пушкин, Лермонтов, Бажов, Есенин, Толстой).
- Давать правильные определения геометрическим фигурам (круг, квадрат, треугольник).
- Различать право, лево.
- Уметь внимательно слушать рассказ, потом пересказывать услышанное.
- Запоминать десять предметов, картинок или слов.
- Знать алфавит, гласные, согласные.
- Уметь считать как минимум до десяти и в обратную сторону.
- Разделять слова на слоги и звуки.
- Владеть ножницами (уметь вырезать круги, овалы, предметы по контуру).
- Уметь рисовать.
- Умение не отвлекаться при выполнении задания.
- Уметь копировать узор, быстро выполнять задания.
Требования к будущему первокласснику – ребенок должен уметь анализировать, наблюдать, запоминать, слышать и слушать, делать выводы. Поэтому готовиться к обучению стоит заранее.
Список вопросов, по которым учителя делают выводы о готовности ребенка к обучению:
- Назвать свои фамилию, отчество и имя.
- Сказать фамилию, имя, отчество родителей.
- Знаешь ли профессию родителей.
- Назвать дату рождения, сказать свой возраст.
- В каком городе живешь, назвать адрес.
- Есть ли у тебя еще братья, сестры.
- В какие игры любишь играть больше всего.
- Назвать дни недели, перечислить времена года.
- Сказать, какое на дворе время года.
- Как называется планета, на которой мы живем.
- Есть ли дома животные.
- Перечислить названия детенышей животных (коров, кошек, волков, лис).
- Отличия домашних животных от диких.
- Хочешь ли учиться в школе и почему.
- Какие профессии знаешь.
- Какую профессию выберешь для себя в будущем.
Около 20 правильных ответов говорят о высокой способности к обучению. Показатель от 12 до 18 – сигнализирует о среднем уровне. Есть, над чем поработать, но это не критично. Отметка 10 и ниже говорит о том, что ребенок плохо подготовлен к первому классу, поэтому стоит позаниматься с ним дополнительно.
Рекомендации родителям
Что касается познавательных процессов и учебы дошкольника, то взрослые должны проявить терпение к своему сыну или дочке:
- Минимум требований. Дайте ребенку привыкнуть к ежедневной непривычной нагрузке. Не стоит требовать, чтобы он делал все сразу – пока что он еще только учится управлять своим поведением, мыслями, отвечать за свои поступки. Сейчас ему необходима поддержка, знание того, что родители помогут справиться с трудной ситуацией.
- Самостоятельность. Не стоит стоять над первоклассником, пока он учит уроки – он хочет делать это сам. Если что-то не будет получаться, он непременно спросит совета у мамы или папы. Выполняя задания за него, вы приучите его к этому, вам придется заниматься решением его уроков постоянно.
- Проблемы. Заметили, что у него начались трудности с ровесниками или педагогами? Если малыш стал замкнутым, неспокойным, стоит поговорить и найти выход из сложившейся ситуации.
- Отдых. Непосильная нагрузка может довести до нервного срыва и нежелания идти в школу. Чередуйте учебу с отдыхом – сходите в выходные в парк или цирк, посетите кино, покатайтесь на велосипедах или лыжах вместе.
- Режим дня. Следите за тем, чтобы ребенок ложился спать не позже девяти-десяти часов вечера – иначе утром он будет сонным и рассеянным. После того, как малыш выучит уроки, погуляйте вместе, или почитайте книги.
- Хобби. Важно, чтобы в свободное от учебы время малыш мог заниматься любимым делом. Ему нужны альбом и краски, а еще запишите чадо в студию бальных танцев или театральный кружок, футбол или секцию макраме. Главное, чтобы он мог отвлечься от уроков – снять напряжение.
- Мотивация. Если ребенок не хочет учить уроки, пообещайте ему что-нибудь интересное взамен. Скажите: «Если решишь этот пример, я куплю тебе мороженое».
- Создайте личный рабочий кабинет. Если у школьника будет место, предназначенное только для работы, он не будет отвлекаться на другие вещи – в этом случае уроки всегда будут выучены вовремя.
- Вежливость. Научите малыша «волшебным» словам («пожалуйста», «извините», «спасибо»). Не ругайтесь при малыше матом – это позволит ему думать, что такая манера общения приемлема. Стоит научить основам этикета – открывать дверь перед старшими, уступать место девочкам, кушать при помощи ножа и вилки, не класть локти на стол.
Если вы прислушаетесь к советам, изложенным в этой статье – ребенок будет чувствовать себя в школе легко и комфортно с первых же дней обучения. Показатели готовности ребенка к школе будут в норме. Гордитесь им и радуйтесь маленьким, но успехам – благодаря этому он вырастет любознательным и влюбленным в школу. А что такое православная школа для детей или как осуществить дошкольную подготовку ребенка, читайте здесь.